Деревенская свадьба

Русская деревенская свадьба строго подчиняется определённым действиям на каждом этапе организации, и в итоге получается весёлый, искренний и дышащий свободой праздник.
Во многих деревнях и сегодня помнят прекрасные обычаи свадьбы на Руси и играют их по-дедовски.
Начальный этап брака – сватовство.
Сватов выбирали уважаемых родственников жениха. Четверг был самый лучший день для сватовства. Сваты приносили в дом невесты своего вина и водки, да хлеба с баранками.
Заходящий в дом, здоровался и говорил отцу невесты «Я прислан от «Ивана» не кумиться, не брататься, а пришел к вам посвататься».
А отец говорил, что его невеста молода. Тут сват обычно говорил «Эх, брат! Этот товар пока с рук идёт – отдавай! Ведь не в кадке солить будешь!» На том и сговаривались, назначали день свадьбы. Потом приходили подружки невесты – помогали шить приданое. Во время работы пели песни.
Что ты, лучина берёзовая, не ярко горишь, не ярко горишь?
Или ты, лучина, в печи не была, в печи не была?
В печке побудешь, жару увидишь, ярчей гореть будешь.
Что ж ты, Танечка, не жалостно плачешь, не жалостно плачешь?
Или ты, Танечка, давно в людях не была, давно в людях не была?
В людях не была, горя не видела, горя не видела.
В людях побудешь, горя увидишь,Танечка, больше плакать будешь.
Когда всё было готово, невеста всё вывешивала на огород сушить, чтобы все любовались искусницей невестой.
Перед свадьбой собирали девичник, обычно невеста плакала, подружки утешали, просили не печалиться, жених и его родители люди хорошие. А отец невесты говорил: «Не унимайте её, пущай плачет, поплачет за столом, не будет плакать за столбом». Невеста с подружками ходили в баню. Подружки невесты на лошадях едут в гости к жениху, везут ему расшитое полотенце для дружки. Парни их встречают, угощают. Вместе с девушками поют песни, пляшут.
Наступает свадебный день. Жених с дружкой и парнями едут за невестой. Обычно деревня собиралась вся и взрослые и дети. Девушки жениха с парнями не пускают в дом, просят выкуп: слов ласковых, поклонов низких, да денег. Выкуп длился долго, испытания девушки придумывали разные. Затем садились за стол. На столе блюда: мясо в квасе, пироги с рыбой, каша со свининой, сушеная баранина, студень, квашеная капуста. Затем родители невесты благословляют. Когда выезжали из деревни, дорогу загораживали, пока не получат угощения, молодых не пропустят.
У дома жениха, молодых встречают отец с матерью, они расстилают до калитки домотканые половики, по которым шли молодые. В руках икона и хлеб с солью. Отец осыпал хмелем и житом с пожеланиями богатства в знак приветствия. Пир у родителей жениха, на главном месте молодые, на лавку, где они сидели, стелили шубу или кафтан. После веселья крёстная мать невесты молодых уводила укладывать спать на постель, которую привезла невеста. И молодые оставались одни.

Второй день свадьбы – обливание молодых. Молодые идут к колодцу за водой, в это время уже вся деревня собирается смотреть на молодую. Там их поливают из ведра, а молодая умывается с мылом и причёсывается расчёской, которую дарит жених. Столы с угощениями на второй день накрывают родители невесты. Затем начинаются дары. Молодая отцу жениха дарит рубаху, матери - платок, затем одаривает всю женихову родню, кланяется им и называет родителей жениха мамой и папой. Родители тоже одаривают молодую и выпивают из её рук чарку.
А в это время дружка приносит голик (веник) и молодухе предлагают навести порядок, она начинает мести пол, ей в это время кидают деньги и сено. Шутки, прибаутки, веселье.
Затем мать невесты выносит целую гору блинов, первым угощает зятя, он должен откусить с края блина – это означает, что её дочь хорошая и блин тоже, затем идёт угощение блинами и хваление молодых. Во время всеобщего веселья заходят ряженые с песней «Эх, дубинушка ухнем, эх кудрявая сама пойдёт, ура, ура! Открывают затворку у русской печи и на лопате вытаскивают от туда паренку (репа, галанка) – это считалось сладкое, значит у молодых все сошлось. Пока тащат из печи лопату, всё беспрестанно поют частушки (с матами), а также «Дубинушку», а молодые все стоят и кланяются. Ряженые не только пели, но и одновремённо рвали простынь и делали кукол, клали на лопату и дарили молодым, чтобы у них народились детки, а ряженые приговаривали: «Сколько на болоте кочек, столько вам и дочек, сколько пеньков – столько сынков». Молодые на лопату ставили рюмки с вином и угощали ряженых. Затем все шли на улицу и муж и дружка катали тёщу на санях (розвальнях). Опять вся деревня шла следом с гармошкой, и пели частушки. Кто бы не встретился на пути, всех угощали.
На третий день свадьбы идут к невестиному отцу, начинают с чаепития. Родня ведёт деловые разговоры, и угощаются. Тут молодые заночуют и на другой день едут домой, и станут жить, да быть.

Автор проекта Гмызина Нина Шагеновна, «Октябрьский СДК»